anzhelika-vakulich-art.ru

Анжелика ВАКУЛИЧ художник

Белорусский пейзаж

Пейзаж‒paysage, от pays (фр.) ‒ страна, местность.
Жанр изобразительного искусства или отдельное произведение, в котором основным объектом изображения является природа.
В пейзаже особое значение имеет выбор натуры, а вернее её фрагмента, который мы решили превратить в произведение искусства. Только от нас зависит композиция будущего полотна. А его художественная ценность ‒ от того, насколько мы сумеем передать линейную и воздушную перспективу, игру света и тени, изменчивость оттенков и полутонов. Донести до зрителя те чувства и эмоции, которые испытал автор. Ведь настоящий художник никогда не ограничивается достижением чисто внешней похожести и копированием природных красот. Практически каждый автор стремится затронуть и философские вопросы извечного и бесконечного жизненного круговорота ‒трагедию исчезновения старого, отжившего и чудо возникновения новой жизни.
Белорусская пейзажная живопись прошла свой путь развития. Испокон веков красота природы, изменчивость её состояний в различные времена года интересовали и волновали человека, что находило свой отклик в изобразительном искусстве.
Пожалуй, к первым пейзажным работам можно смело отнести некоторые фрагменты и клейма икон белорусской школы. Таких как образ святого Николая, созданный в 1751 году монограммистом М.В., который сегодня можно увидеть в постоянной экспозиции Национального художественного музея Беларуси. В этом же ряду и сохранившиеся фрески наших храмов. Яркий пример тому ‒фреска костёла святого Станислава в Могилёве, созданная в 1765 году, где чтение маршалком папской буллы на строительство монастырей происходит на фоне величественного архитектурного пейзажа Могилёва середины XVIII столетия.
Чисто пейзажные произведения появляются, пожалуй, только в XIX веке. На полотнах Аполлинария Горавского и других художников того времени запечатлены не только милые им уголки нашей природы, но и виды городов Беларуси. И, безусловно, нельзя не отдать должное уникальному наследию Наполеона Орды, который создал боле тысячи рисунков наших городов, усадеб и храмов. Эти работы не только значительные произведения искусства, но и бесценные документы, по которым мы можем представить, как выгляделото, чего не пощадило безжалостное время на нашей многострадальной земле.
Бурное начало ХХ века, по понятным причинам, не сильно способствовало развитию лирического жанра. В то время перед искусством ставились другие задачи, и чаще всего классический пейзаж оставался на уровне этюда с натуры в процессе обучения художника. Однако, нет худа без добра, возникает и новое направление ‒ индустриальный пейзаж.
Дальнейшее развитие жанра неразрывно связано с именем Витольда Бялыницкого-Бирули. Этот удивительный художник буквально воспел в своих полотнах сдержанную красоту и тонкий лиризм белорусской природы.

В послевоенный период появляется целая плеяда художников, которых уже можно смело называть пейзажистами. Это Галина Азгур, Натан Воронов, Сергей Катков, Михаил Блищ и другие.

Особо необходимо отметить роль художника Виталия Цвирко. Его первые работы проникнуты близостью к натуре, к природе Беларуси с её сдержанным колоритом, пологими холмами и уютными долинами, прозрачными рощами и перелесками, чистыми озёрами и речушками. В более поздних работах живописца уже заметно стремление к философскому осмыслению действительности. Мастер постепенно приходит к декоративной условности, эмоциональной монументальности и высокому обобщению, чем открывает новую страницу в пейзажной живописи Беларуси.

Гавриил Ващенко, Май Данциг, Антон Бархатков, Леонид Дударенко, Павел Масленников, Борис Казаков, Виктор Громыко, Валерий Шкарубо, Леонид Щемелёв, Василий Сумарев, Владимир Товстик, Алексей Марочкин… ‒ далеко не полный перечень белорусских мастеров, которые продолжали и продолжают радовать нас своими, такими разнообразными, пейзажными произведениями.

Мне очень близок этот жанр. Нравится таким образом общаться с природой. Восхитительное ощущение воздуха, простора, свободы!

Пейзажную живопись по манере письма можно условно разделить на реалистическую и декоративную, хотя точную границу между ними провести в наше время, пожалуй, невозможно. Если в реалистической мы видим стремление художника максимально точно передать состояние природы, то в декоративной могут присутствовать и достаточно насыщенные, яркие краски, и довольно условное изображение отдельных элементов.

И совершенно неважно, какое время года на дворе.Это словно прохладная родниковая вода в знойный летний день. Хотя про времена года разговор особый. Более всего мне по душе переходные состояния нашей природы: ранняя весна, поздняя осень… И как тут не вспомнить строки Андрея Вознесенского:

«…похолодавшие леса и онемевшие рассветы,
Где деградирует весна на тайном переломе к лету...»

Люблю наблюдать за быстро меняющимся состоянием натуры и стараюсь передать на холсте те мысли, чувства и эмоции, которые возникают у меня в этот момент. Белорусская природа имеет свои особенности и характерные черты.
Возможность разговора с ней один на один дарит вдохновение и подпитывает меня колоссальной энергией, поэтому выезд на пленэр для меня всегда праздник.
Окружающий нас мир создан удивительным образом ‒ в нём всегда есть всё: свет и тень, высота и глубина, радость и печаль, жизнь и смерть… А быть может это мы сами наделяем его своими свойствами и эмоциями и тем самым преображаем этот мир, создаём нечто своё, новое, не предусмотренное Создателем?.. Возможно, возможно…

Белорусский пейзаж, мне кажется, можно сравнить с лирической поэзией. Это и сдержанные эпитеты нашего колорита, и точные рифмы прозрачных перелесков, и цветные всполохи сочных, солнечных метафор, и хрустальность родниковых аллитераций.

Может быть именно поэтому я люблю со своим неразлучным этюдником путешествовать по родному краю, познавать его многовековую историю, открывать для себя удивительные памятники зодчества, творения наших предков и привозить из этих поездок нечто своё, новое.
Приглашаю и Вас в эти путешествия! Давайте вместе делать открытия, такие чувственные и важные особенно сегодня, когда на дворе век сумасшедших скоростей и фантастических технологий. Ибо, порой, нам, овладевшим этими современными штучками, не хватает всего лишь простого вдоха чистого воздуха и глоточка живой родниковой воды…

 

 

 

Этюды в Павлиново Барановичского района.


«Усадьба Бохвицей в Павлиново» 2018 г. х.м., 50×70 см  Вакулич Анжелика

 

Холмы близ Заосья- родины Адама Мицкевича.

 

«Морозное утро в Беловежском» 2015. х.м., 75×50 см  Вакулич Анжелика

 

«На реке Мышанка» 2013 г. холст на ДВП, 26×37,7 см  Вакулич Анжелика

 

Автор

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

anzhelika-vakulich-art.ru © 2018 | Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных. Frontier Theme